Главная страница

Игарская гидрографическая база была создана в нашем городе в октябре 1956 года после перевода в Игарку Нижне-Енисейской гидробазы, и считалась одним из самых крупных предприятий города. Ее штат насчитывал более трехсот человек личного состава и большой флот. Существующая в то время при гидробазе промерная партия каждую навигацию занималась гидрографическими работами в районе от Игарки до Енисейского залива, протяженностью 360 миль, наблюдала за изменениями реки и производила промеры глубин, на основании которых издавались новые карты, корректировались сведения о навигационной обстановке. Благодаря составленным картам, судоводители и лоцманы морских судов были избавлены от опасений посадить суда на мель. Сегодня гидрографическая база переживает не самые лучшие времена, а в последнее время вообще стали ходить разговоры о скором ее закрытии. Рассказать о жизни предприятия и подтвердить или опровергнуть слухи мы попросили его руководителя Валентина Вениаминовича Жужгина.

– Валентин Вениаминович, расскажите о работе вашего предприятия в навигацию 2011 года.

– Согласно договору, заключенному между нашим головным предприятием – ФГУП «Гидрографическое предприятие», находящимся в Санкт-Петербурге, и Агентством морского и речного флота в Москве, в 2011 году перед нами была поставлена задача обеспечить работу 39 навигационных береговых светящих знаков, установить 23 светящих малых мор-ских буя и 11 морских вех в зоне ответственности Игарской гидробазы – от порта Игарка и до Енисейского залива.

В связи с тем, что в Игарке находилось лесоэкспортное предприятие и в порт приходили морские суда, этот район считался районом с морским режимом плавания. Забегая немного вперед, хочу сказать, что с 1 января 2012 года участок от Игарки до Дудинки передается во внутренние водные пути, и его будут обслуживать речники.

Поставленный перед нами план в навигацию 2011 года мы выполнили, все навигационные средства были вовремя установлены и вовремя сняты. В навигацию в работе принимал участие и лоцмейстерский отряд.

– Сколько единиц флота имеет гидробаза и сколько человек насчитывает лоцмейстерский отряд?

– В начале навигации в лоцмейстерском отряде по факту было пять человек, затем осталось четыре вместе с начальником лоцотряда, а сейчас и вовсе три человека. Вообще, лоцотряд Игарской гидробазы закончил свою трудовую деятельность в порту Архангельск. По заданию нашего головного предприятия гидрографиче-ское судно «Николай Евгенов» ушло сначала в Диксон, потом занималось съемкой радиоизотопных источников питания, которые были вывезены в Мурманск, и затем судно вернулось в Архангельск.

Архангельская гидробаза является одним из самых южных предприятий по Северному морскому пути, а поскольку экипаж судна находится в ее подчинении, оно и ушло туда, а наш лоцотряд в составе трех человек вернулся в Игарку самолетом.

Буквально три-четыре года назад суда «Дмитрий Овцын», «Николай Евгенов» и «Енисей» были переданы в Архангельский филиал и теперь у нас практически нет флота, кроме водолазного катера РВМ-376. Решение о том, что флот выгодней держать в Архангельске, было принято руководством нашего предприятия в Санкт-Петербурге.

– Какова на сегодня общая численность работников Игарской гидробазы?

– На 1 октября у нас было 92 человека. На данный период сокращаются трое сотрудников радиослужбы, эвакуирован водопост в Липатниково, часть его людей уже уволена, часть мы предупредили о предстоящем сокращении. После весеннего паводка и ледохода, когда будет законсервирован водолазный катер на берегу, экипаж тоже будет сокращен, то есть флота у нас не останется вообще.

– Тогда сразу подтвердите или опровергните разговоры о закрытии гидробазы...

– Насчет закрытия или сокращения гидробазы пока не было ни устных, ни письменных распоряжений вышестоящего руководства, мы продолжаем работать. Но я думаю, что этот вопрос встал бы гораздо острее, ведь если участок до Дудинки передадут речникам, то гидробаза останется, в общем-то, совсем не у дел. По-хорошему, ее тогда надо переводить в Дудинку. Но это слишком хлопотное и затратное дело, поэтому руководство, скорее всего, на это не пойдет, и пока мы будем работать здесь.

– Поскольку гидробаза продолжает свою работу, то каковы ее планы на предстоящий год?

– Честно говоря, планов сверху еще не поступало. По многолетнему опыту, думаю, они останутся такими же. Даже если мы не будем обслуживать участок от Игарки до Дудинки, на нашем попечении останется район от Дудинки до Енисейского залива, поэтому план останется тот же, навигационных знаков и буев необходимо будет устанавливать такое же количество.

– В этом году вашему предприятию исполнилось 55 лет со дня образования. Что изменилось за этот период?

– Я работаю в гидробазе с 1981 года, с 2005 – в должности директора. За этот период у нас были большие планы, работало много людей, был большой флот, но особого развития Северного морского пути как, допустим, заявляли первые лица правительства, пока не наблюдается, то есть на местах мы не видим какого-то дополнительного финансирования, либо развития, по крайней мере, в нашем предприятии. Пока ситуация такая: флот и подразделения гидробазы сокращаются, из-за низкой заработной платы нет необходимых специалистов. Если раньше наше предприятие было на одном из первых мест в городе по численности людей с высшим образованием, чуть ли не до 40 процентов всех работающих, костяк которых состоял из выпускников Ленинградского высшего морского училища имени адмирала Макарова, то сегодня тех выпускников в гидробазе осталось только трое – я, главный инженер и начальник лоцотряда.

– В честь юбилея как-то были отмечены главным руководством сотрудники гидробазы, которые не один год здесь отработали?

– К сожалению, нет.

– На ваш взгляд, почему сегодня такое отношение к Игарской гидробазе со стороны руководства?

– Я думаю, не только к гидробазе такое отношение. Начиная с зарплаты. Ведь мы раньше писали и до сих пор пишем о том, что у некоторых наших сотрудников зарплата меньше прожиточного минимума в Игарке. Это нонсенс для страны. Человек работает, у него семья, а как можно прокормить семью на такие средства, а еще надо одевать и учить детей. Если раньше люди ехали на север за хорошей зарплатой, то теперь, работающие в европейской части страны зачастую получают больше, чем на севере с северными надбавками. Кто же поедет сюда работать? Но пока вероятно наше руководство это не очень понимает, поэтому и специалистов у нас не хватает.

– Чуть больше месяца остается до наступления Нового года. Чего ждете от 2012?

– (Смеется). Ну, сейчас мы подали в головное предприятие предложение по новым повышающим коэффициентам, чтобы люди получали немного побольше. Ждем, может быть, нам что-то повысят. А в целом, честно говоря, перспективы у нас непонятные, но мы надеемся на лучшее…

– Может, я что-то не спросила, а вы бы хотели сказать?

– Хочу поблагодарить всех наших сотрудников за их нелегкий труд, за то, что они, невзирая на все наши трудности, продолжают работать, коллектив у нас хороший. Хочется отметить тех, кто не один год работает в гидробазе и составляет костяк предприятия – это В. А. Пансевич, В. М. Власов, А. Д. Копшуков, и поздравить всех работников с наступающим Новым годом!

– Спасибо за беседу.

Е. НАЙДИНА.

Реклама